Профессиональное общение – путь к профессиональному росту

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

     Как создать условия для обучения детей с ОВЗ? Каковы особенности реализации адаптированных программ? Какие приёмы и методы, педагогические технологии использовать для активизации деятельности учащихся с ОВЗ? Как эффективно организовать социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ? На эти и многие другие вопросы ищут ответы сегодня в каждой школе. В связи с приятием нормативных документов (СанПиН и ФГОС для детей с ОВЗ) они стали ещё более актуальны.

     Муниципальный семинар по теме «Реализация адаптированных образовательных программ, инклюзивного образования в условиях сельской школы», состоявшийся 29.09.2017 года на базе МАОУ «Криулинская СОШ», позволил продолжить обсуждение проблем, начатое в ходе профессионального диалога на методических семинарах в прошлом учебном году («Обучение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях инклюзивного образования» на базе МКОУ «Новосельская СОШ», ноябрь 2016 года; «ФГОС ООО: результаты, проблемы, пути решения» на базе МАОУ «Приданниковская СОШ» совместно с филиалом МАОУ «Приданниковская СОШ» – Александровская ООШ и филиалом МАОУ «Приданниковская СОШ» – Чувашковская ООШ, апрель 2017 года).

   

   В первой части семинара заместители директора Долгодворова Ольга Сергеевна и Валиева Венера Нурихановна познакомили участников с материально-техническими, кадровыми, организационно-методическими условиями, созданными в школе для реализации адаптированных образовательных программ, инклюзивного образования за последние годы, обозначили некоторые достижения и проблемы в обучении и организации внеурочной деятельности детей с ОВЗ.

     В практикуме «Организация специальных условий получения образования для детей с ЗПР в соответствии с заключениями ПМПК» приняли участие около 40 работников ОО МО Красноуфимский округ. Его подготовили и провели зам.директора по УВР Долгодворова Ольга Сергеевна, педагог-психолог Третьякова Светлана Васильевна. В ходе работы было продемонстрировано специальное оборудование, полученное школой в 2013 году в рамках программы «Доступная среда».

     После обеда участников ждали на открытых уроках/занятиях, которые провели Приёмщикова Юлиза Вагизовна, учитель музыки (урок в 4а классе); Лебензан Наталья Викторовна, учитель истории (урок в 5в классе); Некрасова Наталья Сергеевна, учитель-логопед (логопедическое занятие во 2в классе); Кельсиева Елена Валентиновна, учитель английского языка (урок в 3б классе); Хузин Руслан Илдарович, учитель физики (урок в 6 классе); Старцева Мария Викторовна, учитель математики (урок в 7б классе); Зяблицев Михаил Иванович, учитель обществознания (урок в 8в классе); Колчанова Ирина Николаевна, учитель истории (урок в 9б классе). В листах обратной связи участники семинара высказали слова благодарности и опытным педагогам, и молодым учителям, для которых открытый урок был дебютным.

     Большой интерес вызвали выступления педагогов: модель организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями представила Третьякова С.В., педагог-психолог, руководитель ТПМПК. Абзалова Елена Разимовна, социальный педагог МАОУ «Криулинская СОШ», рассказала об организации социально-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях интеграционной модели инклюзивного образования. Опытом использования опорных схем и таблиц как одним из методов работы с учащимися с ОВЗ поделился Зяблицев Михаил Иванович, учитель истории и обществознания МАОУ «Криулинская СОШ». Учитель начальных классов Телеусова Лариса Владиславовна поделилась наработками в использовании активных методов обучения для развития познавательных интересов у учащихся с задержкой психического развития. Учитель математики Малмыгина Александра Александровна рассказала о применении метода ассоциаций как одного из инновационных подходов в обучении школьников с ОВЗ.

     Важным этапом семинара стали выступления социальных партнёров. Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы при обучении младших школьников мастерски показала Булатова Елена Петровна, учитель-логопед ТПМПК. Продолжением совместной работы стало участие в работе семинара специалистов ГКОУ СО «Красноуфимская школа-интернат» Трифановой Любови Васильевны, зам.директора по УВР, Ширяевой Елены Васильевны, педагога-психолога, предложивших новые пути взаимодействия, социального партнерства со школами района по реализации адаптированных программ.

     В своем выступлении ведущий специалист МОУО МО Красноуфимский округ Ямщикова Екатерина Владимировна акцентировала внимание собравшихся на положениях федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В целях повышения готовности образовательных организаций МО Красноуфимский округ к реализации нормативных требований, по словам Екатерины Владимировны, выстраивается и взаимодействие с социальными партнёрами, и методическая работа в данном направлении.

     Цель семинара достигнута: педагоги и руководители МАОУ «Криулинская СОШ» представили свою модель реализации адаптированных программ. Участники отмечают, что «Семинар имел практическую значимость», «Узнали о новых методах и приёмах работы с детьми с ОВЗ», благодарят организаторов «Спасибо всем, кто выступал, готовил семинар».

     Но главное, что у педагогов есть потребность встречаться снова. Высказаны предложения о том, что участникам семинара хотелось бы:

— поучаствовать в семинаре «Опыт работы, реализации адаптированных программ для детей с интеллектуальными нарушениями в сельской школе в условиях инклюзивного образования»,

— продолжить обсуждение проблемы организации специальных условий для образования детей с ОВЗ,

— поработать над корректировкой, составлением рабочих программ,

— поучаствовать в практикуме, мастер-классе для учителей-логопедов,

— обсудить опыт работы с детьми с разными нарушениями.

МАОУ «Криулинская СОШ»