Активисты школьных музеев учились работать в архиве
Директор архива Зудова Елена Александровна ознакомила участников занятия с архивами Свердловской области, направленностью хранящихся в них документов, структурой Государственного архива в г.Красноуфимске и с общими правилами поведения и работы в архивах.
На познавательном и увлекательном занятии, проведённом Натальей Сергеевной Тимофеевой, заведующей отделом использования архивных документов и научно-справочного аппарата, краеведы узнали: как происходит комплектование архивных фондов и как правильно попытаться найти нужную информацию в массе документов, хранящихся в архиве. Традиционный интерес школьников вызвал, хранящийся в архиве, «Дневник для записывания уроков ученика первого класса реального училища – Владимира Голубцова.1899 года». На практике школьники и их наставники имели возможность поработать с архивными документами, в которых содержится информация об их школах.
Ещё совсем недавно в образовательных организациях Красноуфимского округа числилось и успешно работало 14 паспортизированных школьных музея. Мы уже писали о том, что количество активно работающих музеев в школах нашей территории постепенно сокращается по разным причинам. Это и переход школьного музея в новый статус – «сельского музея» и, соответственно, его переезд в новые стены, как это произошло в Нижнеиргинской школе. Некоторые школы, из-за сокращения количества обучающихся в них детей, перешли в статус начальных, как Марийключиковская и Среднебаякская, и сохраняют материалы, накопленные в своих музеях, но активной краеведческой работы обучающихся в этих музеях не ведётся. Одной из наиболее распространённых причин «затухания» школьного музея становится смена интересов педагога-руководителя музея или вовсе отсутствие в образовательной организации заинтересованного, «горящего» педагога, способного наполнить школьный музей жизнью и «вывести» свой музей за его стены: в школу, в населённый пункт, и дальше - в район. Постепенно уходят на заслуженный отдых педагоги, которые являлись основателями музеев в своих школах, пополняли фонды школьного музея за счёт собственных ресурсов и собственными идеями наполняли содержание работы музея, и музей просто исчезает…
Тем не менее, в 12 образовательных организациях района музеи реально существуют. И есть положительные примеры передачи школьного музея в надёжные руки. Это музей МАОУ «Бугалышская СОШ», в котором руководитель музея Нураева Мая Микусевна воспитала себе достойную смену в лице учителя истории Имаевой Людмилы Николаевны. Также музей МКОУ «Ювинская СОШ» старается поддерживать уровень, заданный ему педагогом-основателем Исаевой Ниной Фёдоровной. На достойном уровне представляют на уровне района свою работу юные активисты этого музея под руководством Филипповой Ольги Ивановны и Васильевой Ольги Константиновны.
Необходимо отметить, что, наряду с сохранением музейных фондов, одной из наиболее важных задач существования школьного музея, является его содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса, использование музейных фондов для всестороннего развития детей и подростков, активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися и населением.
В 2009 году, с целью методической помощи педагогам, работающим в школьных музеях и обеспечения работы детских активов школьных музеев, нами была разработана программа «Активисты школьного музея». В результате освоения этой программы школьники делают первые шаги в изучении культурно-исторического потенциала своей Малой родины, у ребят формируется понимание значимости тех исторически-сложившихся ценностей, которые представлены прошлым и настоящим их территории.
Со второй половины 2012—2013 учебного года также в помощь педагогам, работающим с юными краеведами, проводится муниципальная Школа юного краеведа «Краезнатцы».
Школа работает в тесном сотрудничестве с музеями города Красноуфимска: Красноуфимский краеведческим музеем и музеем «Красноуфимская земская больница». Специалисты-музейщики знакомят ребят и руководителей школьных музеев с основами музейного дела, с правилами хранения, учёта и экспонирования музейных предметов, с основами работы экскурсовода.
Краеведческие исследования очень часто связаны с поиском достоверных сведений и фактов. Поэтому одно из занятий Школы ежегодно проходит в Государственном архиве в г.Красноуфимске. Здесь юные поисковики-исследователи учатся работать с архивами и архивными документами, по крупицам собирать нужную им информацию.
В мечтах организаторов – проведение занятий Школы на базе самих школьных музеев, что, с одной стороны, создаст условия для обмена опытом между педагогами, работающими в одном направлении. А с другой стороны, может стать толчком для обновления и развития содержания работы музеев образовательных организаций нашей территории.
Неожиданно, но в этом году уже получился пятилетний юбилей проведения занятий Школы «Краезнатцы». Первое занятие прошло в Красноуфимском краеведческом музее 17 января 2013г. За 5 лет существования «Краезнатцев» выдано 189 справок об участии в занятиях Школы, сложилась традиция вручения участникам бейджей и рабочих тетрадей для ведения записей на занятиях в течение учебного года. Материалы своих исследований ребята представляют на историко-краеведческой секции в рамках муниципальной научно-практической конференции.
В этом учебном году в рамках Школы «Краезнатцы» мы планируем встретиться в одном из музеев на занятии «Работа юных исследователей в музее», на которое приглашаем руководителей и активистов всех школьных музеев Красноуфимского округа.
Надеемся на дальнейшее сотрудничество.
Мещерякова Н.М.,
Методист МКОУ «Красноуфимский РЦ ДОД»