Анализ состояния детского дорожного-транспортного травматизма на территории Свердловской области за 12 месяцев 2021 года
На территории Свердловской области за двенадцать месяцев 2021 г. зарегистрировано 347 (313; +11%) ДТП с участием несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, в которых 362 (350; +3,4%) ребенка получили травмы различной степени тяжести и погибли 23 (6; +283,3%).
С участием подростков в возрасте 16-17 лет зарегистрировано 75 (100; -25%) ДТП,
в результате которых 83 несовершеннолетних (112; -26%) получили травмы и 3 погибли (5; -40%).
Дорожно-транспортные происшествия, в результате которых пострадали дети, составили 12% от общего количества учетных дорожных аварий. Таким образом, дети стали участниками каждого 8 ДТП с пострадавшими в регионе.
ДТП с погибшими детьми зарегистрированы в Екатеринбурге 7 (+600%), Каменске-Уральском3 (+100%),Ивделе, Серове и Заречном по 2 (+100%),Березовском, Первоуральске, Реже и Талице по 1 (+100%):
02.01.2021 около 15 часов в Каменском городском округе, с. Рыбниковское(зона обслуживания МО МВД России «Каменск-Уральский»), напротив дома №22 по ул. Советская, водитель автомобиля «Митсубиси ASX» допустил наезд на 2-х летнего пешехода, который перебегал проезжую часть дороги перед близко идущим транспортным средством в неустановленном месте слева направо по ходу движения автомобиля.От полученных травм мальчик скончался на месте происшествия.Погибший находился в сопровождении 14-летней сестры и еще троих детей. После прогулки у озера ребята возвращались домой. Двигались по краю проезжей части навстречу движению. Заметив приближающийся автомобиль, дети остановились, сестра взяла младшего брата за руку, но он неожиданно вырвался и побежал на проезжую часть перед близко идущим автомобилем. Родители несовершеннолетних в момент ДТП находились дома.Световозвращающие элементы на одежде детей отсутствовали.
07.02.2021 около 10.00 часов в Ивдельском районе на 116 км автодороги Ивдель-ХМАО (зона обслуживания МО МВД России «Ивдельский») водитель автомобиля «Тойота ЛендКрузер», при совершении обгона не убедился в безопасности маневра, не учел погодные условия (метель), допустил столкновение с автомобилем «Киа Сид», который двигался во встречном направлении. В результате ДТП погибла 8 –летняя девочка, пассажир автомобиля «Киа Сид», которая находилась на заднем пассажирском сидении. Ее 10 летняя сестра, в момент аварии сидела рядом, скончалась во время транспортировки в лечебное учреждение. В автомобиле девочки находились вместе с родителями, все были пристегнуты ремнями безопасности. Семья направлялась из Югорска в Екатеринбург на отдых. Водитель «Киа Сид», отец девочек, скончался на 12 сутки после ДТП, не приходя в сознание.
03.03.2021 около 10.00 часов на 88 км автодороги Серов – Сосьва – Гари(зона обслуживания МО МВД России «Серовский») 46-летний водитель автомобиля «Рено», при проезде затяжного поворота, не учел дорожные и погодные условия, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с грузовым автомобилем «Камаз». В результате ДТП 4-х летний мальчик, пассажир автомобиля «Рено», от полученных травм скончался во время транспортировки в лечебное учреждение, не приходя в сознание. В момент аварии мальчик находился на заднем пассажирском сидении слева в детском удерживающем устройстве, соответствующем росту и весу ребенка и был пристегнут ремнем безопасности, удар пришелся в его сторону. Установлено, что родители забрали ребенка из детского сада, пояснив воспитателю, что им необходимо ехать в г. Серов к стоматологу. При этом никто не обратил внимание на плохие погодные условия (снегопад). Автомобилем «Рено» управлял глава семьи, во время движения в салоне находилась семья из четырех человек.
39% (151) пострадавших и погибших в ДТП детей приходится на среднее школьное звено, 34% (133) на начальную школу и 27% (101) на дошкольный возраст, при этом большая часть пострадали и погибли в качестве пассажиров транспортных средств.
По причине нарушения ПДД РФ водителями автотранспортных средств количество ДТП увеличилось на 10,4% (266), количество раненых в них детей на 2,5% (285) и погибших на 200% (18).
72% (253) происшествий с участием несовершеннолетних произошли
в период с 12 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин., такая тенденция связана с активным пребыванием детей в это время на улице и интенсивностью транспорта. Максимальные значения аварийности зафиксированы с 15 до 21 ч. 00 мин. (195 ДТП, 199 ранены, 12 погибли), когда дети возвращаются домой из образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, спортивных секций, мест проведения отдыха, находятся на улице и проезжей части без сопровождения взрослых.
По категориям участников дорожного движения показатели распределились следующим образом:
С участием детей — пассажиров зарегистрировано 159 (164; -3%) ДТП, в которых пострадали 176 (195; -9,7%) детей и 16 (3; +650%) погибли. Из них в возрасте до 12 лет травмированы 116 детей (-6,5%) и 14 погибли (+600%).
Доля ДТП с участием детей — пассажиров от общего показателя аварийности с участием детей составила 50%.
В 70 случаях ДТП с пострадавшими детьми-пассажирами произошли по причине нарушения ПДД РФ водителем, в чьем транспортном средстве находились дети, в этих авариях пострадали 78 детей и 11 погибли.
В 16 случаях ДТП водители перевозили юных пассажиров в возрасте до 12 лет с нарушением правил перевозки детей, в этих авариях травмированы 18 несовершеннолетних (уровень АППГ) и 4 погибли (+100%):Екатеринбург 4 ДТП; Богданович,Заречный, Ивдель, Каменский район, Нижний Тагил, Новая Ляля, Первоуральск, Ревда, Реж, Североуральск, Серов, Тавда по – 1 ДТП.Троих детей перевозили в детских удерживающих устройствах, не соответствующих росту и весу юных пассажиров, еще тринадцать- без детских удерживающих устройств ине пристегнутыми ремнями безопасности.При этом в 11 случаях нарушения перевозки детей допустили отцы.
По месту расположения в транспортном средстве большая часть пострадавших в момент ДТП находились на заднем пассажирском сидении справа (80) и слева (58).
Подавляющее большинство происшествий, в которых пострадали дети-пассажиры- это столкновения транспортных средств (131; +2,3%), количество травмированных в них детей снизилось на 4% (148), количество погибших увеличилось на 100% (14).
Устойчивый рост количества ДТП с участием детей-пассажиров зарегистрирован с 8.00 до 22.00 (141 ДТП, 157 ранены и 15 погибли), с максимальными значениями аварийности в период с 18.00 до 20.00 (31 ДТП,35 ранены, 3 погибли), с 12.00 до 14.00 (21 ДТП; 26 ранены) и с 08.00 до 11.00 (19 ДТП, 17 ранены, 4 погибли). Большинство аварий произошло в субботу (37 ДТП, 45 ранены, 3 погибли) и воскресенье (25 ДТП, 26 ранены, 7 погибли). На 11% отмечается снижение количества ДТП и на 19% раненых детей во вторник, погибших несовершеннолетних в этот день не зарегистрировано.
С участием детей-пешеходов зарегистрировано 155 ДТП (121; +28%), в которых пострадали 153 (124; +23,4%) детей и 6 погибли (3; +100%). От общего показателя аварийности с участием несовершеннолетних доля ДТП с участием детей- пешеходов составила 44%.
На 13% (70) увеличилось количество ДТП по собственной неосторожности несовершеннолетних пешеходов, в которых пострадали 68 детей (+11,5%) и 3 погибли (+200%).
Каждый второй наезд на ребенка (62 ДТП) совершен на пешеходном переходе. В таких происшествиях травмированы 62 юных пешехода(+35%) и 1 погиб (уровень АППГ).
Количество происшествий с детьми-пешеходами в темное время суток осталось на уровне прошлого года (18). Одним из сопутствующих факторов таких ДТП стало отсутствие на верхней одежде или рюкзаке ребенка световозвращающих элементов.
Участниками каждого второго происшествия (61) стали дети-пешеходы в возрасте 8-10 лет (+100%), в этих авариях травмированы 58 детей и 3 погибли. На 180% выросло количество ДТП и с участием подростков в возрасте 11-13 лет (42 ДТП, 42 ранены).Все наезды произошли в городах и населенных пунктах. Наибольшие показатели количества ДТП с участием детей-пешеходов зафиксированы в пятницу (32 ДТП; +70%) и во вторник (27 ДТП; +8%), при на 108% выросло количество ДТП в среду (25), в этом погибли 2 ребенка (+100%).В понедельник, вторник, четверг и субботу погибли по 1 несовершеннолетнему (+100%).Наименьшее количество наездов зарегистрированы в воскресенье (11 ДТП; -31%). По времени совершения самым опасным является с 16 до 21 часов, в это время произошло 70% ДТП с участием юных пешеходов (93 ДТП, 92 ранены и 5 погибли), при этом максимальные значения зарегистрированы в период с 17 до 19 часов (50 ДТП, 48 ранены,3 погибли). Минимальное количество ДТП по времени совершения произошло в период с 9 до 10 часов (2 ДТП). С 23.00 до 02.00 и с 03.00 до 07.00 ДТП с детьми не зарегистрированы.
В 52 случаях ДТП (33%) произошли по маршрутам следования детей из дома в образовательную организацию и обратно. Данные участки входят в паспорта дорожной безопасности образовательных организаций (не более 800 метров от образовательной организации).
Согласно социальным характеристикам семей, каждый четвертый ребенок-пешеход, попавший в ДТП, воспитывается в неполной семье и воспитанием занимается только один родитель. В двадцати случаях ДТП произошли с детьми из многодетных семей, когда ребенок находился в сопровождении братьев, либо сестер. В 36 случаях ДТП с детьми, родители которых не имеют постоянное место работы,
в 13 – находящихся в декретном отпуске, либо отпуске по уходу за ребенком. Трое детей имеют отклонения в развитии, но при этом родители все равно отпускали их бесконтрольно гулять на улице.
С участием юных водителей велотранспорта зарегистрировано 30 ДТП
(21; +43%), в результате которых пострадали 30 детей (21; +43%), из них 14 (-6,7%) пострадали по собственной неосторожности. При этом во всех случаях у детей отсутствовали средства пассивной защиты (шлем, налокотники, наколенники). Участниками каждого второго случая (12) стали дети-велосипедисты в возрасте 8-9 лет (7; +250%), 12-13 и 15-16 лет (по 4; +300%). Наибольшее количество ДТП зафиксированы в понедельник (8; + 167%) и субботу (6; +50%). По времени совершения самым опасным является с 17 до 20 часов (14 ДТП).
С участием юных водителей мототранспорта зарегистрировано 4 ДТП (7; -43%), в результате которых погиб 1 ребенок (+100%), еще 3 получили травмы
(7; -57%). Аварии зарегистрированы в Екатеринбурге, Серове, Первоуральске и Нижнем Тагиле. Во всех случаях дети пострадали по собственной неосторожности. В момент ДТП мотошлемы и защитная экипировка на юных водителях отсутствовали.
Причинами подавляющего большинства происшествий стали грубые нарушения ПДД РФ водителями транспортных средств (превышение скоростного режима, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение правил проезда пешеходных переходов).
Вина несовершеннолетних усматривается в 89 ДТП из 347 и составляет 25% от общего количества дорожных аварий с участием детей: Екатеринбург 48 (2 погибли; +20%);4 в Краснотурьинске (+33,3%); по 3 в Артях (+200%), Березовском (1 погиб, +50%), Реже (1 погиб, +200%,), Заречном (+200%) и Нижнем Тагиле (-62%); по 2 в Каменске-Уральском, Байкалово, Нижних Сергах, Первоуральске, Сысерти и Туринске (+100%);по 1 в Богдановиче, Полевском, Североуральске, Сухом Логу, Тугулыме (уровень АППГ), Верхней Салде, Талице, Шале(+100%), Серове (1 погиб) и Красноуфимске(-50%). Основными нарушениями ПДД РФ, допущенными юными пешеходами, стали переход проезжей части в неустановленном месте, в зоне видимости пешеходного перехода (31), неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспортного средства, сооружений или деревьев (27), неподчинение сигналам регулирования (7) и нахождение на проезжей части без цели перехода (3), иные нарушения ПДД пешеходами (3); детьми-велосипедистами – пересечение проезжей части дороги по пешеходному переходу, не спешившись (8); не предоставление преимущества в движении при выезде с прилегающей территории, второстепенной дороги (6) и (4) детьми-водителями мототранспорта.
Принимая во внимание результаты дифференцированного анализа детского дорожно-транспортного травматизма,
НЕОБХОДИМО:
- При организации деятельности Госавтоинспекции обращать пристальное внимание на пресечение грубых правонарушений на дорогах регионального и местного значения водителями автотранспортных средств, связанных с выездом на встречную полосу, не предоставлением преимущества в движении пешеходам, нарушением скоростного режима, нарушением ПДД при перевозке детей.На дорогах федерального и регионального значения усилить работу нарядов ДПС в период неблагоприятных метеорологических условий.
- Продолжить регулярное патрулирование маршрутов на предмет выявления несовершеннолетних пешеходов,двигающихся с нарушением ПДД РФ, в том числе без световозвращающих элементов и юных водителей транспортных средств, не имеющих права управления. Когда имеются предпосылки к нарушениям
ПДД РФ пешеходами, обеспечить привлечение внимания участников дорожного движения к соблюдению ими требований ПДД РФ посредством специальных громкоговорящих установок. - Продолжить работу по разъяснению несовершеннолетним участникам дорожного движения правил безопасного перехода проезжей части, опасности использования во время перехода мобильных гаджетов, наушников, капюшонов, опасности передвижения на транспортных средствах вне кабины транспортных средств и на прицепных устройствах, выборе безопасных мест для катания при использовании зимних средств передвижения.
- Со взрослыми участниками дорожного движения продолжить проведение профилактических мероприятий на дорогах местного и регионального значений:
- с водителями транспортных средств по соблюдению правил проезда регулируемых и нерегулируемых перекрестков, снижению скоростного режима при подъезде к пешеходным переходам, особенностям вождения при перевозке детей, при ухудшении погодных условий, маневрировании, опасности передачи управления транспортным средством лицам, не имеющим права управления или лишенным такого права, и в состоянии опьянения;
- с пешеходами — об обязательном использовании световозвращающих элементов в темное время суток, а также о соблюдении мер и правил безопасности при переходе проезжей части.
- С использованием СМИ на постоянной основе проводить информирование граждан о проведении рейдовых мероприятий, результатах работы по выявлению нарушений ПДД РФ при перевозке детей-пассажиров,зацеперов, контроле за соблюдением правил перехода проезжей части пешеходами, выявлении нетрезвых водителей, управляющих транспортным средством и несовершеннолетних водителей. Обеспечить своевременное информирование граждан об особенностях управления транспортными средствами при ухудшении погодных условий. Привлекать представителей СМИ для осуществления информационного сопровождения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.
- По маршрутам движения детей «дом-школа-дом», в местах массового нахождения граждан, общественном транспорте, автозаправочных станциях продолжить проведение разъяснительной работы с населением о правилах безопасного перехода проезжей части, перевозки детей в автомобилях, ответственности за нарушение требований ПДД РФ и возможных последствиях ДТП, в том числе с привлечением инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных.
- Продолжить проведение, в том числе с использованием социальных сетей, социально-значимых мероприятий, направленных на повышение культуры поведения участников дорожного движения, обеспечение безопасности детей на дорогах. К проведению мероприятий привлекать представителей общественных организаций, СМИ, популярных блогеров, отряды юных инспекторов движения, волонтерские движения, родительские патрули, известных личностей.При планировании мероприятий учитывать анализ аварийности на вверенной территории (возраст участников дорожного движения, время совершения ДТП, дни недели и т.п.).
- Организовать работу по выявлению опасных горок и скатов природного происхождения, выходящих на проезжую часть и их ликвидации с привлечением органов местного самоуправления и жилищно-коммунальных служб (провести с ними рабочие встречи). На инструктажах нарядов комплексных сил полиции акцентировать внимание на проведение мероприятий по предупреждению ДТП с участием детей по причине скатывания и игр вблизи проезжей части.
- При планировании и проведении мероприятий учитывать положения санитарно-эпидемиологических правил СП 3.½.4.3598-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16, а также иных документов по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Более подробно ознакомиться с информацией можно по ссылке: Анализ_ДДТТ_за_12_мес_2021_ГИБДД[1]
УГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области