В декабре этого года выпускники школ впервые будут писать сочинение...
В декабре этого года выпускники школ впервые будут писать сочинение. Поясним сразу — это не экзамен по литературе или русскому языку и не зачет перед ЕГЭ. Это проба пера для тех, кто завтра получит аттестат о среднем образовании и войдет во взрослую жизнь.
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки предложил пять тематических направлений для выпускников.
— Никто не говорит о том, что сочинение вернется в той же форме, каким оно было раньше. Мы настаиваем на литературоцентричности, но сочинение не будет литературоведческим. Всю эту мудрость легко было почерпнуть из многочисленных книжек «Сто золотых сочинений», — рассказала председатель Совета Наталия Солженицына. — Понятно, что писать сочинение придется школьникам, которые никогда его не писали, их этому не учили, так что трудности, вопросы и критика будут. Минобрнауки оставляет за собой право совершенствования этой системы.
С тем, что сочинение должно прививать вкус к хорошей литературе, согласен министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
— Мы исходили из того, что сочинение должно быть мотивацией к изучению литературы, оно должно прививать любовь к чтению, способствовать развитию умения грамотно излагать свои мысли и выражать позицию, — считает министр.
На сегодняшний день уже определено, что тематические направления станут объявляться заранее, до 1 сентября, а сами темы назовут выпускникам прямо перед экзаменами. Все темы будут опираться на произведения русской и мировой литературы. Если школьник в декабре получил за сочинение «незачет», работу разрешат переписать в феврале и апреле-мае. Затем все сочинения соберут в единую базу данных, и вузы смогут учитывать их при зачислении. Решено, что к общим баллам абитуриента может добавиться еще максимум 10. Рассматривать или нет сочинение — решают сейчас сами вузы. Но ректоры ВШЭ Ярослав Кузьминов и МГПУ Игорь Реморенко уже пообещали, что в следующем году учтут сочинения.
Теперь несколько слов о том, что еще не ясно. Конкретных тем, которые получат школы, пока нет. По мнению Игоря Реморенко, они должны быть сформулированы так, чтобы не подталкивать школьника к какой-либо оценке. Например, тема «В жизни всегда есть место подвигу» звучала бы сегодня так: «Всегда ли в жизни есть место подвигу?».
— Никаких Катерин — лучей света в темном царстве больше не будет. Ученики могут даже писать сочинение «Как я провел лето». Все смеются над этой темой, но ведь никто не может написать! Пусть ребенок прочитает хотя бы пять книг, а не 125. Это тоже хорошо, — уверен член Совета, учитель русского языка и литературы московской школы N 57 Сергей Волков.
По его мнению, главная цель сочинения — разрушить шаблон, на который натаскиваются школьники с первого класса, привыкая выражать свои мысли по схеме, навязанной ЕГЭ.
Среди экспертов нет единого мнения, надо ли разрешать ученикам пользоваться книгами на сочинении. Сергей Волков считает, что ничего плохого в этом нет. «На мой взгляд, нужно обязательно давать пользоваться книгой. Но есть те, кто считает, что надо оставить ребенка с листом бумаги один на один» — говорит учитель. Кстати, у него на экзаменах всегда разрешается пользоваться текстами, и все ученики обожают литературу. Даже те, кто пришел в знаменитую спецшколу 57 исключительно за математикой.
Нет понимания, как оценивать сочинения. «Зачет-незачет» — пробная мера, рассчитанная на то, что учеников до этого времени вообще не учили письменно выражать свои мысли на заданную тему. При этом вузам предлагается оценивать сочинение по 10-балльной школе. Как и кто там это будет делать — большой вопрос. В МГПУ пообещали, что создадут специальную комиссию. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов тем временем предложил в перспективе повышать «цену» сочинения в вузах до 20 баллов.
Подробности и методические указания для учителей и независимых экспертов, которые будут проверять сочинения, появятся к 1 октября.
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014—2015
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
2. Вопросы, заданные человечеству войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5. Чем люди живы?
http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=21&sid=31376