Пилотный режим ФГОС ООО: результаты, проблемы, пути решения
На территории МО Красноуфимский округ с 2012 года в пилотном режиме ФГОС ООО введен в МКОУ «Александровская СОШ» как муниципальной базовой площадки по вопросам введения ФГОС и с 2014 года в МКОУ «Чувашковская ООШ», в настоящее время являющиеся филиалами МАОУ «Приданниковская СОШ».
5 апреля 2017 года МАОУ «Приданниковская СОШ» совместно с филиалом МАОУ «Приданниковская СОШ» — Александровская ООШ и филиалом МАОУ «Приданниковская СОШ» — Чувашковская ООШ провели семинар-практикум «ФГОС ООО: результаты, проблемы, пути решения».
В работе семинара приняли участие педагоги из числа директоров образовательных организаций, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, педагоги-предметники.
Работа началась с совместного просмотра видео-фрагментов уроков, которые впоследствии были оценены по предложенным критериям, определены проблемы и предложены пути их преодоления.
С целью настроя на плодотворную работу участников семинара педагогом-психологом МАОУ «Приданниковская СОШ» Серебренниковой Г.В. проведен психологический тренинг на концентрацию внимания.
Далее работа семинара проходила по 6 секциям, на которых обсуждались проблемы:
- «Развитие коммуникативных УУД на уроках математики, через применение различных форм организации учебного процесса на основе технологии сотрудничества в рамках введения ФГОС ООО». Под руководством модераторов секции, учителей математики, обсуждены вопросы: Кузнецовой Т.В. (МАОУ «Приданниковская СОШ») «Понятие коммуникативных УУД и их виды. Выделение проблем развития коммуникативных УУД на основе анализа фрагмента урока и личного опыта», Аристовой Г.Л. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Александровская ООШ) «Значимость коммуникативных УУД в образовательном процессе», Шиховой Т.И. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Александровская ООШ) «Упражнения по развитию коммуникативных УУД».
- «Проблемы развития коммуникативных УУД на уроках гуманитарного и общественно-научного цикла и пути их решения в рамках введения ФГОС ООО». Филологи, совместно с коллегами, обсудили темы: «Основные требования, предъявляемые к педагогу участниками образовательных отношений. Понятие коммуникативных УУД и их виды. Выделение проблем развития коммуникативных УУД на основе самоанализа и анализа фрагмента урока по английскому языку» под руководством модератора секции Дворниковой И.А. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Чувашковская ООШ) и «Применение знаний и умений в новой ситуации. Тренинги по пополнению словарного запаса на основе речевых упражнений» под руководством Сивковой О.В. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Чувашковская ООШ).
- «Развитие метапредметных УУД учащихся на предметах общественно-научного и естественно-научного цикла при работе с учебными текстами». В ходе работы секции рассмотрены: «Положительные результаты реализации ФГОС ООО, выявленные проблемы по формированию метапредметных УУД. Классификация метапредметных УУД. Приемы работы с учебным текстом», руководитель Рыбакова Т.А. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Чувашковская ООШ); «Формирование регулятивных учебных действий на основе технологии проблемного обучения» руководитель Черемнова Л.А. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Чувашковская ООШ); «Формирование навыков работы с научным текстом с целью повышения естественно-научной грамотности чтения», руководитель Полюхова Л.П. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Чувашковская ООШ).
- «Технологии оценивания образовательных достижений обучающихся в рамках введения ФГОС ООО». Подугорова О.А. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Александровская ООШ) и участники семинара совместно рассмотрели «Формирование оценочной самостоятельности учащихся — профессиональная задача учителя. Какие изменения в образовании ставят вопрос о смене системы оценивания? Зачем нужны новые технологии оценивания? Технологии оценивания образовательных достижений».
- «Обучение детей с особыми образовательными потребностями». Салаевой О.А. и Шиховой Т.И. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Александровская ООШ) представлены вопросы «Особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ. Методы активизации деятельности обучающихся с ОВЗ. Выделение проблем обучения детей с ОВЗ на основе самоанализа и анализа фрагмента урока по биологии. Практическая работа «активные методы и приёмы обучения, активизирующие деятельность учащихся с ОВЗ».
- Под руководством Хлыбовой И.Н. (МАОУ «Приданниковская СОШ») на секции «Проблемы и перспективы организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО» рассмотрены и обсуждены «Понятие внеурочная деятельность. Определение проблемного поля организации внеурочной деятельности. Перспективы и пути разрешения проблем организации внеурочной деятельности в ОО»; Алешкиной Ч.Г. и Сычевой Н.А. (филиал МАОУ «Приданниковская СОШ» — Александровская ООШ) на мастер-классе представлен опыт «Внедрения историко-культурного стандарта через музейные уроки».
Семинар закончен. В ходе работы секций были разработаны методические рекомендации по проблемам секций и сформулированы резолюции, которые озвучены руководителями секций в заключительной части семинара (ознакомиться можно по ссылке: Сборник методических рекомендаций с семинара ФОГОС ООО результаты, проблемы, пути решения ).
Ведущий специалист МОУО МО Красноуфимский округ Ямщикова Е.В.