Site Loader

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

«О фактах нарушения норм Закона Свердловской области от 16.07.2009 № 73-ОЗ в части нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, в том числе в ночное время и привлечению виновных лиц к административной ответственности по ст. 39-2 Закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области»

По итогам 11 месяцев 2018 года на территории Свердловской области количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократилось на 0,4% (с 1912 до 1905), при этом число подростков, их совершивших увеличилось на 6,1% (с 1843 до 1955).

Несмотря на снижение подростковой преступности в целом, на территории обслуживания 22 территориальных органов МВД России на районном уровне Свердловской области (далее — территориальные органы МВД) отмечается ее рост.

Увеличилась криминальная активность несовершеннолетних в общественных местах (+9,9%; с 1055 до 1159), в том числе на улицах (+12%; с 643 до 720), а также в ночное время (+3,1%; с 356 до 367).

Рост преступности среди подростков в ночное время зарегистрирован на территории обслуживания 16 территориальных органов МВД.

Среди них:

МО МВД России «Асбестовский» (с 1 до 6),

«Верхнепышминский» (с 4 до 10),

«Камышловский» (с 3 до 7),

«Кушвинский» (с 2 до 6),

«Нижнесергинский» (с 4 до 6),

«Серовский» (с8 до 9),

«Красноуфимский» (с 4 до 6),

«Шалинский» (с 5 до 8),

ОМВД России по Туринскому (с 1 до 5),

Талицкому (с 2 до 11),

Артемовскому (с 4 до 7),

Богдановичскому (с 2 до 5) районам, городам: Березовскому (с 5 до 8),

Первоуральску (с 28 до 36),

Сухому Логу (с 2 до 3),

МУ МВД России «Нижнетагильское» (с 24 до 36).

В целях профилактики преступности несовершеннолетних в ночное время сотрудниками полиции совместно с представителями органов и учреждений системы профилактики в отчетном периоде проведено 3825 (+3,9%; 3681) рейдовых мероприятий, в том числе 1573 (+6,4%; 1479) — в ночное время, в ходе которых в территориальные органы МВД доставлено 7144 (+3,7%; 6889) подростка, из них каждый шестой в ночное время (1193).

Выявлен 581 (+72,4%; 337) факт нарушений требований Закона № 73-ОЗ, для составления протоколов в ведомства, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, направлено 394 материала, в том числе по ст. 39-2 — 366 (членами территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составлено 179 протоколов), по статьям 39, 39-1 — 28.

К административной ответственности по статье 39-2 Закона №2 52-ОЗ привлечен 141 родитель или законный представитель, чьи дети находились в ночное время на улицах.

Главным управлением МВД России по Свердловской области (далее — ГУ) проанализирована практика выявления, документирования фактов нарушения Закона № 73-ОЗ и привлечения виновных лиц к административной ответственности по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ.

В ходе изучения представленных материалов установлено, что 8 территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — ТКДН и ЗП, комиссии) до принятия решения о составлении протоколов об административных правонарушениях по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ членами комиссии, за исключением сотрудников полиции, обратились за разъяснениями в областную КДН и ЗП и Саратовскую юридическую академию либо настаивают на составлении протоколов сотрудниками полиции из числа членов комиссии (ТКДН и ЗП Ленинского, Верх-Исетского, Чкаловского районов г. Екатеринбурга, Синарского района г. Каменск-Уральский, г. Верхняя Салда, г. Первоуральска, Режа, г. Полевского) остальные ТКДН и ЗП согласились с разъяснениями ГУ по указанному вопросу.

Так, вопрос привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение «комендантского часа» для несовершеннолетних, рассмотрен на заседаниях ТКДН и ЗП Ленинского, Тагилстроевского, Дзержинского и Пригородного районов г. Нижний Тагил. Приняты решения о составлении протоколов по указанной статье членами комиссии из числа специалистов органа образования, социальной политики, культуры, спорта и молодежной политики. За 11 месяцев 2018 года в ТКДН и ЗП инспекторами ПДН направлено 29 материалов для привлечения родителей и законных представителей несовершеннолетних к ответственности по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ. По данным материалам членами ТКДН и ЗП составлено 19 протоколов по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ, 6 лиц привлечены к административной ответственности.

08.08.2018 состоялось заседание ТКДН и ЗП Качканарского городского округа (далее — ГО), на котором принято решение о возложении обязанностей по составлению административных протоколов по ст. 39-2 на 4 членов территориальной комиссии, за исключением сотрудников полиции. Всего членами ТКДН и ЗП Качканарского ГО по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ составлено 9 протоколов, все рассмотрены.

Эффективно эта работа налажена в МО МВД России «Невьянский» и ОМВД России по г. Полевскому, которыми за октябрь—ноябрь выявлено 15 и 13 фактов нахождения детей младше 16 лет в ночное время без сопровождения законных представителей. По всем фактам составлены протоколы по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ, все рассмотрены, виновные лица привлечены к административной ответственности.

Кроме того, в период с 12 по 14 ноября 2018 года рабочей группой областной КДН и ЗП изучен опыт взаимодействия органов внутренних дел и ТКДН и ЗП Западного управленческого округа (г. Первоуральск, г. Верхняя Пышма, г. Полевской) по вопросам документирования правонарушений, предусмотренных ст. ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ и привлечения к ответственности правонарушителей.

Так, в ходе выезда изучено постановление Главы ГО Первоуральск от 05.07.2010 № 1609 «О местах на территории городского округа Первоуральск, нахождение       в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию», с изменениями от 19.07.2010 №1750 и от 08.12.2011 №3214, которое нуждается в актуализации. Так, всем несовершеннолетним без исключения запрещается находиться на объектах (помещениях, территориях), в которых осуществляется реализация услуг в сфере развлечений и досуга (п. 9), это по сути означает, что детям запрещено посещать кинотеатры, кружки и секции.

В текущем году сотрудниками ОМВД России по г. Первоуральску (далее — ОМВД) в ТКДН и ЗП г. Первоуральска направлено 10 материалов по фактам нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения законных представителей, однако ни один законный представитель к административной ответственности не привлечен (протоколы об административных правонарушениях по ст. 39-2 Закона №52-ОЗ членами ТКДН и ЗП не составлялись).

По 6 материалам ТКДН и ЗП спустя 2 месяца вынесены определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с тем, что правонарушения подростками совершены до внесения изменений в Закон № 52-ОЗ в части наделения полномочиями по составлению протоколов по ст. 39-2 членов ТКДН и ЗП. Остальные материалы на момент выезда рассмотрены не были.

Несмотря на отсутствие практики привлечения к административной ответственности законных представителей по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ, ТКДН и ЗП г. Первоуральска принято постановление от 22.08.2018 № 34, утверждающее порядок привлечения к административной ответственности родителей за нарушение их детьми требований «комендантского часа», а также перечень членов ТКДН и ЗП, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по указанной статье, не исключив при этом из списка начальника ПДН ОМВД.

В ходе выезда в ГО Верхняя Пышма изучено постановление Главы администрации ГО Верхняя Пышма от 22.11.2010 № 2336 «Об утверждении на территории ГО Верхняя Пышма перечня мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей» с изменениями от 29.12.2004 № 2490. В постановлении конкретизированы места, где запрещено находиться детям в ночное время, при этом предприятия розничной торговли поименованы, с указанием адреса. Аналогичным образом поименованы автомойки, предприятия общественного питания, бани и сауны. При этом с течением времени эти объекты часто меняют как названия, так и расположение. Кроме того, в данном перечне отсутствуют такие места, как улицы, зато поименованы лесопарковые зоны, городские площади, парк и стадион, территории рынков, торговые палатки, подростковые клубы и т.д. Также в перечень запрещенных мест для посещения несовершеннолетними до 18 лет включены мосты.

В июле 2018 года в Закон № 52-ОЗ внесены изменения, но на момент выезда ТКДН и ЗП г. Верхняя Пышма перечень членов, уполномоченных составлять протоколы по ст. 39-2, не определен, порядок работы в указанном направлении не принят.

Помимо этого, сотрудниками МО МВД России «Верхнепышминский» в ТКДН и ЗП направлены 4 материала по фактам нахождения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения законных представителей. По 2 материалам от 22.09.2018 ТКДН и ЗП вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи отсутствием состава административного правонарушения (правонарушение совершено в 22:10 часов, что не является ночным временем). По остальным материалам от 25.06.2018 решение на момент выезда не принято, хотя с момента совершения правонарушения прошло более 4 месяцев и сроки давности привлечения к административной ответственности истекли еще в августе.

В ходе выезда в Полевской ГО изучено постановление Главы Полевского ГО от 04.03.2014 № 88-ПА «Об установлении на территории Полевского ГО мер по недопущению нахождения детей в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей». В целом постановление дублирует перечни мест, в которых запрещено нахождение несовершеннолетних, утвержденные постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2010 № 1252-ПП.

17.10.2018 ТКДН и ЗП г. Полевского принято постановление № 12, которым утвержден перечень членов комиссии, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ (за исключением сотрудников органов внутренних дел). После принятия указанного постановления работа в указанном направлении активизирована. На момент выезда сотрудниками ОМВД России по г. Полевскому (далее — ОМВД) выявлено и документировано 12 фактов нахождения детей в ночное время без сопровождения законных представителей, собранные материалы направлены в ТКДН и ЗП для рассмотрения. По 10 рассмотренным материалам Книги учета сообщений о происшествиях членами комиссии составлены протоколы об административных правонарушениях по ст. 39-2 Закона № 52-ОЗ, из них 8 протоколов рассмотрены на заседании ТКДН и ЗП, виновные лица привлечены к административной ответственности. Следует отметить, что материалы дел об административных правонарушениях собраны сотрудниками ОМВД в полном объеме в установленные сроки и содержат достаточные доказательства совершенного правонарушения.

Обобщая результаты работы в указанном направлении деятельности можно сделать вывод, что перечни мест, нахождение в которых может нанести вред детям, принятые в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, требуют актуализации. В связи с этим необходимо внести необходимые предложения в экспертные комиссии для рассмотрения, оценки и принятия решения о включении их в указанный перечень.

Автор: МОУО МО Красноуфимский округ