ЕГЭ-2013: «иностранцы» сюрпризов не ждут
Круглый стол на тему «Особенности контрольно-измерительных материалов ЕГЭ – 2013 по иностранным языкам» состоялся в РИА Новости. Будут ли существенные изменения в заданиях по сравнению с прошлым учебным годом? Какие рекомендации можно дать ученикам?
В этом году в правилах проведения и материалах ЕГЭ по иностранным языкам каких-то явных, ощутимых изменений не произойдет. Организаторы твердо высказываются против революций в этой сфере и убеждены, что обновлению экзамена будет в любом случае предшествовать тщательная апробация всех методических приемов и «новелл», которая пройдет, возможно, уже следующей весной.
— Никаких кардинальных изменений в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ-2013 не предусмотрено, — сообщила собравшимся в РИА Новости журналистам глава Федеральной предметной комиссии по иностранным языкам ЕГЭ Мария Вербицкая.
Еще в ноябре прошлого года на сайте Федерального института педагогических измерений вывешены окончательные, согласованные с профессиональным сообществом на виртуальном педсовете, демоверсии ЕГЭ по иностранному языку. Эти материалы, утвержденные по осени в высших инстанциях, и лягут на стол школьных выпускников-2013. Напомним: в этом году ЕГЭ по иностранному языку одиннадцатиклассники будут сдавать 6 июня.
«Тестирование языка – живой субстанции! – это отдельная наука»
Вместе с тем известно, что иностранный язык пользуется немалой популярностью среди девятиклассников, сдающих малое ЕГЭ — а именно ГИА. По словам Елены Рассадиной, завуча столичной гимназии № 1569 «Созвездие», число таких ребят растет от года к году. Как и обычно, экзамен в формате ГИА (в прошлом мае его сдавали 12 тысяч москвичей) будет состоять из тех же частей, что и ЕГЭ: аудирование, чтение, письмо и говорение (в облегченном варианте).
Комментируя традиционный шквал звонков, который обрушивается на предметную комиссию каждой весной, Мария Валерьевна Вербицкая категорически опровергла слухи о том, что на этот раз егэшников по этой дисциплине якобы ждет устный экзамен, «по полной программе» проверяющий умение ребят изъясняться на языке в живой беседе. «Это совершенно невозможно!», — подчеркнула г-жа Вербицкая, оговорившись, что сама обеими руками голосует за скорейшее «озвучивание» ЕГЭ по иностранному языку.
Тем не менее, по ее словам, это очень затратный экзамен: его проведение, если учитывать устную часть, потребует качественно иной, чем сегодня, технической, организационной и, разумеется, кадровой подготовки. В частности, это и показал восьмилетний опыт экспериментов в Самарской, Ленинградской и других областях. «Конечно, мы считаем крайне важным, так сказать, вернуть полностью или частично компьютеризированную устную часть экзамена в штатный режим ЕГЭ, мы много над этим работаем. Но даже те 80 000 учащихся (а это всего лишь каждый десятый школьный выпускник России. – Ред.), ежегодно сдающих этот экзамен, мы не готовы пока обеспечить ни надлежащей аудиотехникой, ни экзаменаторами-собеседниками, работающими в аудиториях, ни гарантированной процедурой безымянной проверки с помощью IT», — добавила эксперт.
Мария Вербицкая особо остановилась на организационных сложностях экзамена. «Трудно сдавать его в один день. Поэтому мы и предлагали разделить ЕГЭ по уровням (базовый и профильный), дням (письменный и устный) и т.д., увеличить на 20 минут длительность экзамена. Но, кстати, прибавленное время (экзамен теперь длится ровно три часа) практически никак не отразилось на величине среднего ЕГЭ-балла по стране».
Устная часть нужна, но только после апробации
В большинстве стран, отмечали специалисты–участники круглого стола, устная часть на экзаменах по иностранным языкам не практикуется. «Да и вообще… Живое общение мало что прибавляет тестологам о знаниях ученика», — неожиданно, уже под занавес, заметила председатель Федеральной предметной комиссии. Тем не менее, ближе к 2020 году, когда этот экзамен должен стать в России обязательным, роль свободоговорения и его доля на ЕГЭ должна, как ожидается, резко возрасти. В связи с этим участники встречи в РИА Новости выразили робкую надежду, что уже в 2014 году апробация устной части экзамена в ряде российских регионов все-таки состоится, причем на высоком техническом, кадровом и стратегическом уровне.
Завершая круглый стол, М. Вербицкая вновь отметила, что объективность выставления отметок и высокий уровень организации Единого экзамена всегда были и остаются для нее главными задачами в этой непростой работе.